Как защитить автомобиль от коррозии
Частая непогода, использование реагентов и низкое качество металла современных автомобилей приводит к быстрому появлению ржавчины на кузове и швах авто. Расскажем, как защитить автомобиль от коррозии и продлить его срок службы.
В России широко распространено использование антикоррозийной обработки на автомобилях, поэтому для нее придумали сокращение - "антикор". В последние 10 лет количество молодых автомобилей в России уменьшилось на 14%, а количество старых автомобилей увеличилось на 17%. Из-за этого владельцы подержанных автомобилей сталкиваются с проблемой антикоррозийной защиты.
Также стоимость производства автомобилей стремятся уменьшить, что сказывается на качестве заводского антикора, особенно в бюджетном сегменте. Кузовы автомобилей не всегда полностью оцинковываются, и заводская защита обычно действует только на гарантийный срок.
Некоторые автовладельцы пытаются сэкономить, делая антикоррозию самостоятельно, но часто не ознакамливаются с технологическим процессом. Такие самодеятельные действия иногда только ускоряют коррозию металла, вместо того чтобы предотвратить ее. Даже если антикоррозийной защитой занимается специалист, полезно разобраться в процессе обработки и материалах, которые используются, чтобы уровень профессионализма мастера оценить и процесс контролировать.
Эта статья расскажет вам о том, почему возникает коррозия, способах защиты от нее и о том, что делать, если коррозия на машине уже появилась. Вы также узнаете, что может вызвать коррозию, какие места наиболее подвержены ей, когда лучше делать антикоррозийную обработку, а когда она нецелесообразна.
Причины возникновения коррозии металла машины
- Сколы и царапины. Кузов автомобиля защищен слоем цинка и лакокрасочным покрытием. Однако в процессе эксплуатации на нем могут появляться мелкие царапины и сколы, которые проникают в защитный слой и позволяют кислороду достичь металла. Такие повреждения могут возникнуть из-за столкновения с другой машиной или неаккуратного обращения с автомобилем.
- Соль и реагенты на дорогах. Зимой дороги посыпают реагентами и солью. Смесь из снега, грязи и соли оседает на колесных арках, брызговиках и порогах автомобиля. Соль является основной причиной коррозии, поэтому рекомендуется чаще мыть автомобиль с шампунем в зимний период.
- Воздействие пескоструя. В процессе эксплуатации автомобиля, особенно при движении на большой скорости, песок и пыль могут попадать на лакокрасочное покрытие, фары и другие поверхности автомобиля, вызывая мелкие царапины. Время от времени эти места, не защищенные краской, начинают подвергаться коррозии.
- Некачественная мойка. Грязь и пыль, попадающие на кузов автомобиля в процессе эксплуатации, могут оставить мелкие царапины и повредить лакокрасочное покрытие при использовании некачественных щеток или губок. Поэтому рекомендуется использовать бесконтактную мойку и струю воды для удаления грязи и пыли.
- Параметры автомобиля. Некоторые автомобилисты отмечают, что некоторые модели автомобилей более подвержены коррозии из-за конструктивных особенностей. Например, наличие пластиковых или резиновых накладок на кузове может создавать места для скапливания пыли и песка, что усиливает возможность коррозии.
Также важно отметить, что некоторые автопроизводители экономят на антикоррозийной защите и не оцинковывают весь кузов. Это может быть особенно актуально для некоторых производителей, таких как Лада, Чери, Дэу, Хендай, Киа, Ниссан. В то же время, автопроизводители, такие как Хонда, Вольво, Ауди, Порше, БМВ оцинковывают кузовы автомобилей горячим способом и предоставляют гарантию от сквозной коррозии до 12 лет.
При выборе автомобиля важно учитывать его конструкцию и уровень защиты от коррозии, а также регулярно проводить мойку и защиту автомобиля от неблагоприятных факторов, чтобы продлить срок его службы.
Как понять, что пришло время для антикоррозийной обработки
Мы уже рассмотрели различия в подходах автопроизводителей к защите кузова от коррозии. Немецкие и французские автомобили обладают хорошей защитой от коррозии, поэтому необходимость в антикоррозийной обработке возникает не ранее, чем через пять лет после покупки. Автомобили из Японии и Южной Кореи имеют приемлемую защиту и требуют обработки каждые три года. Что касается автомобилей ВАЗ, УАЗ и китайских производителей, рекомендуется провести антикор сразу, но обратиться в специализированный сервис. Не рекомендуется делать это у официального дилера.
Антикоррозийная обработка не является вечной. Ее эффективность длится приблизительно 2-3 года, после чего покрытие стирается и необходимо повторить процедуру. Если есть признаки коррозии кузова автомобиля, такие как повреждение лонжеронов, рамы, колесных арок и порогов, то обработка обязательна. Это позволит остановить распространение ржавчины и сэкономит деньги в будущем. Для автомобилей с проникающей коррозией без сварных работ антикоррозийная обработка бессмысленна.
Почему не стоит делать антикоррозийную обработку у официального дилера
Дилеры получают дополнительную прибыль от продажи дополнительного оборудования и работ. В 2021 году антикор стал включен в обязательное дополнительное оборудование, что означает, что почти каждый автомобиль, проданный официальным дилером любой марки, будет иметь такую защиту. Скорее всего, антикоррозийная обработка будет присутствовать у моделей, таких как Land Cruiser 300, Chery Tiggo 4 и UAZ Patriot.
Антикоррозийная обработка требует времени и соблюдения технологии. Однако в автосалонах осуществляется массовая выдача автомобилей, а не всегда удается выполнить качественную обработку скрытых полостей и дать составу высохнуть. Часто пропускают обработку полостей, к которым можно получить доступ через технологические отверстия, и зачастую наносят всего лишь два слоя покрытия, не давая первому слою высохнуть.
Как уже упоминалось ранее, антикоррозийная обработка не имеет никакого смысла для абсолютно новых автомобилей Skoda, Volkswagen или Kia. Для китайских или русских машин она имеет смысл, но рекомендуется обратиться в специализированный центр. В рамках дополнительного оборудования антикоррозийную обработку можно смело отклонить в любом случае. Попросите список доступного дополнительного оборудования и выберите что-то более полезное.
Наиболее подверженные коррозии участки автомобиля
Один из наиболее подверженных коррозии участков автомобиля – сварные швы. Хотя сварные швы визуально могут выглядеть единым элементом, они не всегда герметичны. Если защитное покрытие наносится только с одной стороны шва, влага и кислород могут проникать с незащищенной стороны, особенно вместе с конденсатом. Чтобы предотвратить коррозию сварных швов, лучше обрабатывать их с обеих сторон.
Нижняя часть дверей также является часто встречающимся местом коррозии. При плохой вентиляции внутри нижней части дверей скапливается влага. Кроме того, на эту область часто попадает грязь, гравий и вода с дороги. В результате постоянного взаимодействия с влагой и грязью нижняя часть дверей начинает ржаветь раньше остальных.
Багажник также оказывается подвержен преждевременной коррозии из-за воздействия аэродинамики. Капли дождя с крыши автомобиля вместе с грязью могут закидываться на крышку багажника потоками воздуха. Это приводит к скоплению грязи и влаги в ручке багажника, дополнительном стоп-сигнале и фонарях, а также вокруг шильдов.
Капот также подвержен коррозии из-за дорожного пескоструя и сколов от камней. Сколы обычно возникают на стекле, бампере и капоте передней части автомобиля. Хотя пластиковый бампер и стекло не содержат железо, капот, не имеющий защитного покрытия в определенных местах, начинает ржаветь.
Соединения между элементами также являются уязвимыми участками. Например, это места между дверью и молдингом, под уплотнительными резинками и декоративными накладками. Со временем в этих местах начинают скапливаться пыль и песок, которые действуют как наждачная бумага на лакокрасочное покрытие. Это приводит к более быстрому износу защитного покрытия и началу коррозии.
Однако каждый из этих участков гораздо быстрее подвержен коррозии, если его плохо покрасили. В некоторых мастерских не соблюдают технологию покраски, а заказчики могут экономить на материалах и квалификации маляров.
Что нужно для антикоррозийной обработки
Если автовладелец хочет защитить свой автомобиль от коррозии в специализированном центре, ему необходимо знать необходимый набор инструментов и материалов. Если автосервис или гараж не имеют некоторые из этих компонентов, возникают сомнения в качестве выполнения работ.
- Для доступа к днищу автомобиля требуется подъемник или смотровая яма. Без этого невозможно провести антикоррозийную обработку.
- Необходимо иметь оборудование для мойки. Для предварительной мойки и очистки днища и колесных арок от грязи необходимы средства для бесконтактной мойки и моющие химические составы, способные эффективно удалять грязь. Даже если автомобиль уже помыт автовладельцем и проехал до места антикоррозийной обработки, он все равно должен быть помыт снова. Поверхность перед нанесением состава должна быть идеально чистой, сухой и обезжиренной.
- Для сушки кузова используют тепловые пушки, промышленные фены и сжатый воздух от компрессора для продувки скрытых и труднодоступных областей. При наличии песка или грязи в этих местах может понадобиться пылесос со специальной насадкой, чтобы удалить грязь через технические отверстия.
- Для механической очистки металла от ржавчины и остатков старого антикоррозийного покрытия используется пескоструйный аппарат. Если его нет, можно использовать шлифмашинку с металлической насадкой или корщетку, но эффективность очистки может быть ниже.
- Также понадобится уайт-спирит или ацетон для обезжиривания поверхности. Они являются самыми доступными средствами. Обезжиренная поверхность позволяет антикоррозийному составу лучше проникать и предотвращает коррозию на более длительный срок.
- Преобразователь ржавчины является альтернативой пескострую и предназначен для удаления коррозии на металлических поверхностях. Однако, наилучший результат достигается при использовании его в сочетании с механической очисткой. Преобразователи часто содержат ортофосфорную кислоту, которая превращает ржавчину в фосфаты, избавляя металл от коррозии. Вместе с этим происходит изменение цвета металла с ржавого на белый. Однако, после обработки металла преобразователем, он становится химически активным и без дополнительной защиты может ржаветь вновь при контакте с влагой уже через несколько дней. Поэтому важно продолжать антикоррозийную обработку. Самым популярным преобразователем ржавчины является "Цинкарь".
- Грунт. После очистки металлической поверхности от ржавчины, если видны черные точки, это свидетельствует о распространении коррозии в глубину металла и полного избавления от ржавчины уже невозможно. В этом случае применяется консервация очага коррозии за счет нанесения тонкого слоя эпоксидного грунта, который препятствует доступу кислорода и останавливает распространение коррозии. Такую дополнительную защиту чаще всего наносят на видимые части кузова, которые покрываются краской.
Для обеспечения хорошей адгезии грунта со поверхностью металла, его предварительно "царапают". Если металл гладкий и полированный, грунт со временем может отслоиться. Грунт пропускает влагу, поэтому если поверхность металла не была полностью очищена от ржавчины, коррозия будет продолжать развиваться. Дополнительный слой грунта можно также нанести с другой стороны металла, чтобы предотвратить сквозную коррозию. На эпоксидный грунт следует наносить слой акриловой краски, так как она лучше сцепляется с грунтом.
- Антикоррозийный состав. Для обработки днища автомобиля применяют мастику, битум, автопластилин, нигрол, жировую смазку и другие составы на их основе. Некоторые составы подогревают для получения жидкой консистенции. Если поверхность металла обработана преобразователем ржавчины и пропитана грунтом, антикоррозийное покрытие создает третий уровень защиты. В среднем, для площади одного квадратного метра требуется около одного литра антикоррозионного состава.
Жидкие подкрылки на основе битумной мастики, каучука и синтетических смол подходят для защиты колесных арок. Иногда в состав добавляют резиновую крошку. Такие подкрылки надежно соединяются с металлом и не образуют зазоров, в отличие от пластиковых. Они лучше защищают колесные арки от коррозии и негативного воздействия песка, снега и гравия. Преимущество этих составов в их износостойкости и шумоизоляционных свойствах.
Для рам, лонжеронов, дверей, капота, багажника, порогов и стоек применяются составы на основе масла или воска. Наиболее популярными являются мовиль, пушечное сало и специальные антикоррозионные средства. Они более жидкие и способны проникать через технические отверстия и щели металлических деталей. Еще одно их свойство - вытеснение воды. После нанесения на внутренние полости лонжеронов, рам и стоек, состав высыхает и образует защитную пленку, которая предотвращает проникновение влаги.
Специальные антикоррозионные средства не так устойчивы к механическим воздействиям, как составы для днища и колесных арок, однако обладают ингибиторами коррозии. Поэтому они менее требовательны к предварительной обработке металла.
- Компрессор широко применяется для пескоструйной обработки металла и нанесения различных составов с помощью пневмопистолетов. Кроме того, с его помощью можно продуть труднодоступные участки от пыли и удалить остатки влаги.
- Защитные средства. При работе с антикоррозионными средствами необходима защита тела мастера с помощью одежды, перчаток и очков. Частицы антикоррозионных составов могут разлетаться в воздухе при распылении, поэтому также рекомендуется использовать респиратор для защиты органов дыхания.
Этапы процесса обработки
Первый этап - демонтаж деталей и заглушек. Внутренние полости автомобиля, такие как днище, арки, лонжероны и двери, содержат дренажные и технические отверстия, некоторые из которых закрыты заглушками. После их демонтажа производится проверка внутренних полостей на наличие скопившегося песка или влаги. Перед началом обработки внутренние полости очищаются с помощью гибкого тонкого шланга и сушатся феном. Отверстия, образовавшиеся после демонтажа заглушек, заполняются антикоррозийным покрытием, таким как мовиль или пушечное сало.
На втором этапе проводится снятие колес, подкрылок, защиты и брызговиков. При необходимости также демонтируют глушитель и отражатели. Тормозные диски, колодки, двигатель, датчики и электрические разъемы покрываются пленкой или бумагой, чтобы защитный состав не попал на них. Детали выхлопной системы не покрываются защитным покрытием, так как оно сгорает.
Третий этап - мойка. Автомобиль должен быть тщательно вымыт от грязи под высоким давлением горячей водой с использованием автошампуня. Автохимия помогает размягчить устойчивую грязь. Для этого наносят химическое средство на поверхность и оставляют его воздействовать. Если на поверхности останется грязный слой, то антикоррозийное покрытие в этих местах может быть неполным. Скрытые полости промываются до тех пор, пока не вытечет чистая вода через дренажные отверстия.
Четвертый этап - сушка. После мойки автомобиль должен полностью высохнуть. Влага, попавшая под антикоррозийное покрытие, может вызвать коррозию из-за парникового эффекта. Для ускорения процесса сушки рекомендуется использовать тепловые пушки или промышленный фен. Если в полостях остались грязь и песок, их нужно удалить вручную или с помощью пылесоса. Влагу из труднодоступных мест удаляют сжатым воздухом с помощью компрессора. Если нет возможности использовать фен, тепловые пушки или компрессор, автомобиль оставляют на сутки для естественной сушки.
На пятом этапе проводится осмотр и дефектовка поверхностей. Перед нанесением защитного состава поверхности осматриваются и оценивается степень повреждения металла. Если необходимо, можем потребоваться сварка. Скрытые полости проверяются эндоскопом. При необходимости могут быть сверлены дополнительные отверстия. После этого поверхности механически очищаются пескоструйным аппаратом и обрабатываются преобразователем ржавчины.
Шестой этап - нанесение защитного состава. Предпочтительнее наносить защитное покрытие с помощью компрессора, так как это позволяет равномерно распылить вещество и достичь труднодоступных мест. В случае отсутствия компрессора можно использовать кисть для малярных работ, однако такой способ нанесения не гарантирует равномерность покрытия.
Помещение, в котором происходит процесс обработки, должно быть хорошо проветриваемым и сухим, а температура воздуха внутри должна быть не ниже +15 °С. Защитное покрытие наносится слоями, общая толщина которых не должна быть ни слишком тонкой, ни слишком толстой, оптимальной толщиной является 250-300 мкм. Слой жидких подкрылок должен быть толщиной 2-3 мм. После нанесения антикоррозийного покрытия автомобиль оставляется на сутки для полного высыхания.
Скрытые области обрабатываются через специальные технологические отверстия с помощью длинной гибкой трубки с насадкой, которая распыляет защитный состав на 360 градусов внутри деталей. В труднодоступных местах, где требовалось сверлить отверстия, после обработки они закрываются заглушками.
Строит ли попытка провести антикоррозийную обработку самостоятельно?
Для выполнения качественной антикоррозийной обработки требуются специальное оборудование, материалы и знание технологии. Результат работы в автосервисе зависит от уровня ответственности мастера и его подготовки поверхностей, а также от правильной обработки скрытых полостей. Качество работы можно оценить только через несколько лет. Так чем обработать машину от коррозии своими руками?
Стоимость материалов зависит от степени повреждения кузова коррозией и размера автомобиля. Примерная смета на материалы для самостоятельной обработки среднеразмерного автомобиля без рамы может включать баллоны жидкого подкрылка, необходимые для каждой колесной арки.
Качество самостоятельной обработки зависит от наличия необходимого инструмента, включающего аппарат для бесконтактной мойки с высоким давлением, компрессор, пескоструйный пневмопистолет и пистолет для распыления состава и обработки внутренних поверхностей. Если отсутствует компрессор и пескоструйный пневмопистолет, поверхность можно очистить корщеткой, а состав нанести малярной кистью.
Для полной самостоятельной обработки автомобиля антикором стоит выделить два дня. В первый день подготавливают автомобиль, включая демонтаж деталей и заглушек, отмывку грязи и механическую очистку ржавчины. Во второй день проводят нанесение составов на подготовленные поверхности. Время высыхания каждого слоя антикора зависит от состава и может быть от полутора часов до двух часов. После обработки не рекомендуется использовать автомобиль еще один день.
Ошибки, которые можно допустить в процессе антикоррозийной обработки, включают испачканность одежды, поверхности автомобиля и помещения защитным составом. Если залить внутренние части дверей слишком большим слоем густого антикора, могут закупориться дренажные отверстия и произойти протечки. Неприятный запах антикоров может остаться в салоне, если обработать скрытые поверхности сильно пахнущим веществом.
Для эффективной обработки необходимо механически очистить металл от грязи и ржавчины, а также обезжирить его. Толстый слой антикора может быть недолговечным, и необработанный металл под слоем антикора может продолжать корродировать быстрее.
Запомнить
- Для предотвращения коррозии автомобильных кузовов применяется оцинковка, покраска и нанесение антикоррозийных составов.
- Причины преждевременного появления коррозии включают сколы и царапины на кузове, воздействие соли и реагентов на дороге, а также пескоструй и несоответствующая качеству мойка.
- Качество оцинковки, предоставляемое автопроизводителем, может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля. Некоторые модели более подвержены коррозии, чем другие.
- Чаще всего антикоррозийную обработку проводят для автомобилей старше трех лет. Это зависит от марки автомобиля и, соответственно, от качества металла и защиты от коррозии, предусмотренной производителем.
- Те части кузовов, которые наиболее подвержены коррозии, включают сварные швы, арки колес, капот, багажник, нижнюю часть дверей и соединения между элементами.
- При возможности рекомендуется проводить антикоррозийную обработку в специализированном центре. Если обработку проводить самостоятельно, потребуется больше времени и усилий, а результат, скорее всего, будет неудовлетворительным.